Вышивка как вид рукоделия в традициях и обрядах русского народа. Русские виды рукоделия Особенности вещей, созданных своими руками
Бурная история нашей страны не предполагает глубоких знаний о семейных родословных, но все же моя дочь знает своих предков до пятого колена. И все женщины в семье были рукодельницами.
Прабабушка Елизавета была мастерица вязальщица, вязала невесомые ажурные платки красоты необыкновенной, но все на продажу, чтобы выжить в военные и послевоенные годы. Дочкам лишь в приданное по платку досталось, и нам еще посчастливилось увидеть один из этих платков шестидесятилетней давности.
Прабабушка Антонина была умелая портниха. И чудом сохраненная в оккупации, а затем в эвакуации, швейная машинка «Зингер» помогла прабабушке с семьей выжить после войны, она обшивала всю округу, а из обрезков мастерила одежду для детей, чтобы было в чем отправить в школу. До сих пор храним фартуки, которые она сшила уже на девятом десятке лет.
Бабушка Евгения хорошо шила, немного вязала, очень любила вышивать наволочки «ришелье», они украшают ее квартиру и раздарены внукам и правнучкам. Бабушка Лилия много и красиво вязала, всех близких радуют и согревают кофты, джемперы, жилетки, шапки, шарфы, варежки, связанные ею. А еще она изумительно вышивает крестиком и гладью. Вышитые картины радуют глаз и создают в доме уютную, душевную атмосферу. Так что моей дочке Екатерине есть с кого брать пример и у кого учиться.
Но время привносит свои коррективы даже в виды рукоделия. Появляются новые материалы, осваиваются новые техники, появляются другие потребности украсить мир вокруг себя (уже не от недостатка, а от ширпотребного изобилия). У дочки с раннего детства проявился интерес к декораторству. У нее получались замечательные фоторамочки украшенные ракушками, игрушками из «киндер сюрпризов», самодельными плетеными шнурами, сухоцветами и т.п. Некоторые из них прочно и уютно поселились в нашем доме, другие были подарены друзьям и родным.
Следом появились очаровательные коллажи из природных материалов, флористические композиции. Из деревянных заготовок получились «сердечные» елочные игрушки, дверной глазок «сова», в витражном стиле расписана межкомнатная дверь.Она с удовольствием украшает дом к праздникам или просто создает новое настроение. На холодильнике поселяются совы, а в ванной стандартный шкафчик приобретает свой цветной характер и мыло ручной работы поднимает настроение.
Есть люди, для которых рукоделие становится профессией. Для других это способ самовыражения или просто снятия стресса. В любом случае – это счастье творчества. И я желаю этого счастья своей любимой дочке на многие годы!
В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой.
Кроме практической необходимости в такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.
История рукоделия на Руси
Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами.
Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г., где их называют «золотыми». Действительно, некоторые московские мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались по истине уникальные изделия, которые можно было считать произведениями искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари. Тогда большую ценность составлял сам материал, нежели труд мастерицы. Были кружева, которые продавали на вес.
Особенности вещей, созданных своими руками
Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.
С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов.
В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому) запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.
Мастерицы в Петровские времена
Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.
Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.
Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.
униципальное казенное общеобразовательное учреждение
-461010436880 Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №5 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Областной конкурс-фестиваль детско-родительских проектов по истории семьи и семейным традициям«История моей семьи в истории родного края»
Номинация «Семейная традиция»
«Рукоделие»
Выполнил: Сушкова
Анастасия Владимировна,
15 лет
2013 г.
«Никакие годы не стирают страниц,
исписанных вместе»
Марк Леви
Каждая семья по-своему уникальна. В каждой есть свои устои, традиции, имеющие глубокие исторические корни, реликвии, передающиеся из поколения в поколение.
А что такое традиции? Я посмотрела в толковый словарь С.И. Ожегова и прочитала: «Традиции -это то, что перешло от одного поколения к другому». Есть ли в нашей семье традиции? Конечно!!! Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые объединены. Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба, то у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. В нашей семье, а она у нас большая: мама, папа, сестра и я, и, конечно же, многочисленные родственники – тоже есть свои семейные традиции. Только послушайте, и вы мне позавидуете!
Как появилась моя семья? Кто мои предки? Кем они были? Чем занимались? Эти вопросы меня всегда очень сильно интересовали. Я стала расспрашивать своих родителей, бабушек, дедушек о том, кто были их родители, дедушки и бабушки. Оказалось, что дело это трудное, кропотливое, но интересное.
Мои родственники были большими мастерами. В нашей семье очень почитается ручной труд. История семьи по маминой линии начинается так…
Проживали в хуторе Яруга Бутурлиновского района семья Якименко и семья Чикулиных. В семье Якименко было пятеро детей, а в семье Чикулиных четыре ребенка. Якименко Марина и Чикулин Алексей поженились. У них родились дети: Иван, Анна и Александр. Жили мирно и спокойно, пока не началась Великая Отечественная война. Чикулин Алексей в возрасте 36 лет попал на фронт, где пропал без вести, оставив жену с детьми в тяжелое время. Семья Чикулиных переехала в село Филиппенково Бутурлиновского района. Жили очень тяжело, голодали, но мать всеми силами находила средства прокормить детей. Главное место на селе во время Великой Отечественной войны занимали женщины. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов в колхозе, помимо семейных обязанностей, легли на плечи женщин. Прапрабабушка Марина приобрела ткацкий станок. Она ткала ткань на заказ, тем самым зарабатывала на кусок хлеба. И детей своих очень красиво старалась одеть. Все вещи в семье были вышиты вручную красивыми узорами, которые она придумывала сама.
В этом селе проживала семья Сидоренко, у которых было пять детей. Вот их дети подрастали, и образовалась еще одна семья: муж Иван и жена Анна. Молодую семью война тоже не обошла стороной. Прадедушка был серьезно ранен и демобилизован по ранению в запас. За время службы на фронте получил награды, в том числе, орден «Красной звезды». Прабабушка попала на фронт в возрасте 17 лет в состав ополченцев. Была контужена, получила серьезное обморожение. После госпиталя была отправлена домой. Переехали они с мужем из села Филиппенково в совхоз Воробьевский, Воробьевского района. У семьи Сидоренко родилось пять деток: Таисия, Николай, Александр, Валентина, Сергей. В этой семье было одно общее увлечение – вязание, которому их научила прабабушка. Девочки с самого раннего возраста умели вязать. Зимними темными вечерами вся семья собиралась у лампы и предавалась своему любимому увлечению. Но, конечно, не обходилось без песен. Прабабушка Аня обладала таким удивительным голосом, что на ее песни сходились все соседи, а заодно и посмотреть на изделия, выполненные всей семьей. В то далекое время было трудно купить красивую пряжу, но они на это не жалели денег. Прадедушка Ваня вязал шикарные рукавицы и носки, которые приносили немалый доход семейному бюджету. Прабабушка очень красиво вышивала полотенца, рубашки, вязала от платков до свитеров. И до сих пор, в возрасте 89 лет вяжет. И в совхозе работала в лидерах. Бабушка имеет звание «Ветеран труда», всегда ее фотография находилась на Доске почета. Дети их подрастали.
И вот в совхоз Воробьевский из соседнего села приехал на работу Дремов Николай. Он развозил рабочих на поля, а моя бабушка Валя раздавала трактористам обеды. Там она с дедушкой и познакомилась. Образовалась еще одна ячейка общества - семья Дремовых. Родились у них две девочки: Оля и Лена. Бабушка вязала на своих деток очень красивые вещи от шапочек до пинеток, узоры она брала в журналах и придумывала сама. В свое занятие она втянула дедушку Колю. Дедушка Коля вышивает красивые картины, которые потом дарит родственникам и друзьям. Нами не раз было замечено, что дедушка спать не ляжет, если он вечером не займется рукоделием. Они вместе с бабушкой завоевывали награды на конкурсах в своем селе, неоднократно получали сувениры на память. Дедушка часто завоевывал первые места и приз зрительских симпатий.
Бабушка научила мою маму и тетю Олю вязать крючком и спицами, вышивать салфетки и скатерти. Моя мама научилась вязать в раннем возрасте. Первые работы примеряли ее куклы. Мамина сестра, тетя Оля, использует в работе разные техники: вяжет спицами, крючком, вилкой и т.д.
Существует много разновидностей рукоделия: макраме, плетение из бисера, обычное плетение, шитье, вязание спицами или крючком. Любое рукоделие нуждается во внимательности и терпении, а также - фантазии. Заниматься этим делом очень интересно, это помогает сделать разнообразной жизнь, или развлечь человека, который скучает. С помощью рукоделия вы можете сделать такую вещь, которой нет более ни у кого. Из бисера можно сделать ожерелье, игрушку, браслет. Бисером можно также красиво расшить какую-то вещь, например, кофточку, сумочку или пояс. Связав спицами, легко потешить каждого из своей семьи свитером, шапкой, или шарфиком. Следует только захотеть научиться вязать и быть очень терпеливым. Ведь, как говорят, тот, кто рукоделием занимается, никогда ни с кем не ругается. Наверное, на это совсем нет времени.
Я так же овладела этим ремеслом. Мне это мастерство очень нравится. Сейчас я хожу на кружок «Изонить». Я очень разносторонний человек, увлекаюсь разными видами творчества. Вместе с учительницей, Балакшиной Людмилой Максимовной, мы творим в стиле квиллинг и изонить. А какие красивые картины у меня получаются акварелью и маслом. Я считаю, что это тоже рукоделие, так как сделано моими руками. Ну, и конечно, мое самое главное увлечение, это занятие в хореографическом ансамбле «Калинка», где я занимаюсь народными танцами. Моя сестра Вероника тоже учится вышивать. Пока получается не очень хорошо, но всё впереди. Вот такие традиции в нашей семье.
Я очень счастлива, что родилась именно в такой семье, где взаимная любовь, уважение, где дружно работают и дружно отдыхают. Вот это и есть настоящая семья, настоящее счастье. Что может быть в жизни важнее семейного счастья, где счастливы дети и мама с папой?!
Когда я вырасту, у меня будет своя семья. Я думаю, что в свою семью я принесу лучшие традиции. Это важно, потому что такая семья воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей.
И я всем-всем хочу сказать: «Любите свою семью, берегите ее, дорожите родителями, умейте радоваться каждому дню, проведенному вместе!»
Знать историю своей семьи, соблюдать семейные традиции - это достойное занятие. Любовь к Родине начинается в семье: в отношении к старикам, родителям. И это замечательно, что мы помним имена своих бабушек, дедушек, чем занимались наши прабабушки и прадедушки. Это наша гордость. И закончить свой рассказ я хочу стихотворением:
Моя семья – моя обитель. Мой дом, мой замок, мой покой. Убереги, Господь Спаситель Ее от нечисти лихой. Убереги нас от соблазнов, И сохрани от бурь и бед. Спаси от зависти и сглаза. А, если нужно, дай совет. Моей семье я всем обязан. Не знаю, как благодарить, Тех, с кем душой и сердцем связан, И узелок не разрубить. В семье мы все как будто прутья, И в веник связаны тугой. Сплелись, да так, что не раскрутишь Опасны. На пути не стой. Пока мы вместе, друг за друга Нас поломать никак нельзя. В беде мы все стоим упруго. Мы клан, мы племя, мы семья.
Добрый день!
Сегодня мы встречаемся впервые в новом году, и как вы уже знаете темой 2013 года в нашем блоге, являются страны. В этом месяце у нас Россия, и соответственно, я расскажу вам о традиционных русских видах рукоделия. Что же мы можем сюда отнести? Вышивка, вологодское кружево, оренбургский пуховый платок и тканый павлопосадский платок, искусство росписи: Хохломская, Урало-Сибирская, Палехская лаковая миниатюра (шкатулки, посуда), Жостовская роспись. Знаменитая Гжель. Есть еще вятская (дымковская) глиняная игрушка, Богородская деревянная игрушка, волжская домовая резьба, грязовецкая резьба по дереву.
Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.
История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».
До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.
Хохлома
Хохлома – это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента. И сегодня в Хохломе работают потомственные мастера, виртуозно владеющие приемами свободного исполнения растительного орнамента кистью от руки.
В каком бы уголке мира, на какой бы выставке ни появились хохломские изделия, они всегда привлекают к себе всеобщее внимание: ими не только любуются ценители искусства, их внимательно изучают художники-профессионалы, исследователи народного декоративного искусства. Для любителей же русского народного творчества хохлома - это один из символов национального своеобразия русской культуры, радостное солнечное искусство, несущее людям ощущение света и тепла.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Оренбургский пуховый платок
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!
Пуховые платки работы оренбургских пуховязальщиц такие же ценные и самобытные образцы народного художественного творчества, как и всемирно известные вологодские кружева.
Пуховязальный промысел в России возник очень давно: примерно двести лет назад. Появившись первоначально в Оренбургском крае, он затем получил распространение в Пензенской губернии.
Оренбургский пуховязальный промысел возник на базе козоводства. Население Оренбуржья им занималось давно, но до шестидесятых годов XVIII века коз разводили прежде всего для получения молока, мяса и кожи.
Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков
Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка - русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.
Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 в. В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле.
Резьба по дереву
В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV-XVI века.
Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.
Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.
Гжель
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности «Гжель». Выросший при станции посёлок городского типа также называется «Гжель». Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых: посёлок «Известкового завода» или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого Известкового завода) и «Посёлок Кирпичного завода» или «Труженик».
Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!
Казалось бы, совсем недавно «Формула Рукоделия» была молодой выставкой – и вот у нее снова прошел юбилей. Московская «Формула» принимала гостей в 15-й раз. Юбилей – это не только праздник, это повод оглянуться, посмотреть, что сделано за эти годы, – и, конечно, немножко погордиться собой!
А гордиться есть чем! С 2009 года «Формула рукоделия» провела 34 выставки в Москве, регионах России и за рубежом. Число участников за эти годы выросло с 70 до 530, а посетителей – с 9,5 до 32 тыс. человек. Выставка постоянно расширяется (сейчас ее площадь – 9000 кв. м), появляются новые проекты, и многие из них становятся постоянными (например, спецпроект «Вкусный handmade» или Фестиваль современного войлока).
У каждой выставки «Формула Рукоделия» есть своя, особая тема, и юбилейную выставку мы решили посвятить традициям, ведь именно они лежат в основе любого рукоделия. Тема традиций заинтересовала многих участников нашего проекта. Так, клуб-мастерская текстильного дизайна «Красный сарафан» представила целую коллекцию одежды, кукол и аксессуаров, где обыгрывалась тема набивного ситца и яркая палитра русского народного костюма. Необычный проект представил клуб «Мастерёлки» – его участницы сшили лоскутную палатку, где каждый лоскуток представлял ту или иную традицию русского народного искусства – гжель, хохлому, дымковскую игрушку и т. д. Колледж им. К. Фаберже представил народные мотивы в батике. Мировые традиции представила школа китайской живописи гохуа – на ее стенде гости выставки могли своими глазами увидеть, как создаются китайские картины тушью. Отдельная экспозиция была посвящена семейным традициям рукоделия – там можно было видеть рукодельные работы трех-четырех поколений нескольких семей, прочесть историю каждой творческой семьи, увидеть, что окружало рукодельниц прошлого.
Но и это еще не все. Тема традиций оказалась актуальной вне зависимости от темы выставки. Например, все больше производителей вышивальных наборов обращаются к русской мифологии, истории, архитектуре – от образов языческой Руси до портретов Юрия Гагарина. Кроме того, сильно вырос интерес к традиционным видам рукоделия и у гостей выставки – большим спросом пользовались вышивальные наборы в различных техниках, товары для шитья и печворка. Хорошо было представлено модное направление – алмазная мозаика, а также раскрашивание по номерам, живопись шерстью, фурнитура для украшений и художественные материалы. Стоит также отметить большой выбор книг по рукоделию, в том числе еще один тренд сезона – альбомы для раскрашивания.
На выставке мы подвели итоги первого индустриального конкурса «Золотая пуговица». Список финалистов определяло народное голосование, а победителей среди финалистов выбирали Экспертный совет и Большое жюри конкурса. Так, лучшим производителем вышивальных наборов 2015 года оказалась компания Panna, лучшим несетевым магазином рукоделия – «Мир шитья», а лучшей книгой по рукоделию – «Библия узоров», книга по вязанию крючком от издательства «Контэнт». Полный список победителей, а также условия участия в следующем туре конкурса вы сможете найти на сайте: craft-award.ru.
2016 год собрал коллекцию ярких юбилеев в индустрии рукоделия и творческого хобби. На выставке «Формула Рукоделия» свои юбилеи отметили учебный комбинат «Мастерица», компания «РИОЛИС», «АЛИСА» и «Колор Кит». Старейшим юбиляром был комбинат «Мастерица», не закрывавшийся ни на день в течение 75 лет! Весомым был и юбилей компании «РИОЛИС», первые наборы которой появились на свет 20 лет назад!
В целом выставка прошла очень динамично, было очень заметно, что профессионалы индустрии рукоделия готовы и бороться за потребителя, и идти ему навстречу, а потребители – все так же активно творить, следить за новинками рынка и покупать материалы для творчества. Согласно подсчетам билетов, резко возросло число гостей, которые посещали выставку несколько дней подряд! Кроме внушительного ассортимента товаров для рукоделия многих привлекали мастер-классы: да 4 дня выставки только в зоне мастер-классов прошло более 250 занятий, многие компании, например «Гамма» и «Гела», практически без перерывов вели мастер-классы у себя на стендах.
Не менее активной ожидается и осенняя выставка, уже сейчас заявки на участие подали более 500 экспонентов. На осенней выставке (29 сентября – 2 октября) будет продолжена тема традиций, но основной темой решили сделать кулинарию, так что готовьтесь, вышивайте котлеты, лепите тортики из полимерной глины и валяйте из войлока пельмени! Встретимся осенью, ну а пока – следите за информацией на нашем сайте и готовьтесь участвовать в конкурсах (стр. 7)!