Вышивка как вид рукоделия в традициях и обрядах русского народа. Русские виды рукоделия Особенности вещей, созданных своими руками

Бурная история нашей страны не предполагает глубоких знаний о семейных родословных, но все же моя дочь знает своих предков до пятого колена. И все женщины в семье были рукодельницами.

Прабабушка Елизавета была мастерица вязальщица, вязала невесомые ажурные платки красоты необыкновенной, но все на продажу, чтобы выжить в военные и послевоенные годы. Дочкам лишь в приданное по платку досталось, и нам еще посчастливилось увидеть один из этих платков шестидесятилетней давности.

Прабабушка Антонина была умелая портниха. И чудом сохраненная в оккупации, а затем в эвакуации, швейная машинка «Зингер» помогла прабабушке с семьей выжить после войны, она обшивала всю округу, а из обрезков мастерила одежду для детей, чтобы было в чем отправить в школу. До сих пор храним фартуки, которые она сшила уже на девятом десятке лет.

Бабушка Евгения хорошо шила, немного вязала, очень любила вышивать наволочки «ришелье», они украшают ее квартиру и раздарены внукам и правнучкам. Бабушка Лилия много и красиво вязала, всех близких радуют и согревают кофты, джемперы, жилетки, шапки, шарфы, варежки, связанные ею. А еще она изумительно вышивает крестиком и гладью. Вышитые картины радуют глаз и создают в доме уютную, душевную атмосферу. Так что моей дочке Екатерине есть с кого брать пример и у кого учиться.

Но время привносит свои коррективы даже в виды рукоделия. Появляются новые материалы, осваиваются новые техники, появляются другие потребности украсить мир вокруг себя (уже не от недостатка, а от ширпотребного изобилия). У дочки с раннего детства проявился интерес к декораторству. У нее получались замечательные фоторамочки украшенные ракушками, игрушками из «киндер сюрпризов», самодельными плетеными шнурами, сухоцветами и т.п. Некоторые из них прочно и уютно поселились в нашем доме, другие были подарены друзьям и родным.

Следом появились очаровательные коллажи из природных материалов, флористические композиции. Из деревянных заготовок получились «сердечные» елочные игрушки, дверной глазок «сова», в витражном стиле расписана межкомнатная дверь.Она с удовольствием украшает дом к праздникам или просто создает новое настроение. На холодильнике поселяются совы, а в ванной стандартный шкафчик приобретает свой цветной характер и мыло ручной работы поднимает настроение.

Есть люди, для которых рукоделие становится профессией. Для других это способ самовыражения или просто снятия стресса. В любом случае – это счастье творчества. И я желаю этого счастья своей любимой дочке на многие годы!

В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой.

Кроме практической необходимости в такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.

История рукоделия на Руси

Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами.


Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г., где их называют «золотыми». Действительно, некоторые московские мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались по истине уникальные изделия, которые можно было считать произведениями искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари. Тогда большую ценность составлял сам материал, нежели труд мастерицы. Были кружева, которые продавали на вес.

Особенности вещей, созданных своими руками

Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.


С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов.
В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому) запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.

Мастерицы в Петровские времена

Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.


Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.
Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.


униципальное казенное общеобразовательное учреждение
-461010436880 Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №5 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Областной конкурс-фестиваль детско-родительских проектов по истории семьи и семейным традициям«История моей семьи в истории родного края»
Номинация «Семейная традиция»
«Рукоделие»
Выполнил: Сушкова
Анастасия Владимировна,
15 лет
2013 г.
«Никакие годы не стирают страниц,
исписанных вместе»
Марк Леви
Каждая семья по-своему уникальна. В каждой есть свои устои, традиции, имеющие глубокие исторические корни, реликвии, передающиеся из поколения в поколение.
А что такое традиции? Я посмотрела в толковый словарь С.И. Ожегова и прочитала: «Традиции -это то, что перешло от одного поколения к другому». Есть ли в нашей семье традиции? Конечно!!! Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые объединены. Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба, то у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. В нашей семье, а она у нас большая: мама, папа, сестра и я, и, конечно же, многочисленные родственники – тоже есть свои семейные традиции. Только послушайте, и вы мне позавидуете!
Как появилась моя семья? Кто мои предки? Кем они были? Чем занимались? Эти вопросы меня всегда очень сильно интересовали. Я стала расспрашивать своих родителей, бабушек, дедушек о том, кто были их родители, дедушки и бабушки. Оказалось, что дело это трудное, кропотливое, но интересное.
Мои родственники были большими мастерами. В нашей семье очень почитается ручной труд. История семьи по маминой линии начинается так…
Проживали в хуторе Яруга Бутурлиновского района семья Якименко и семья Чикулиных. В семье Якименко было пятеро детей, а в семье Чикулиных четыре ребенка. Якименко Марина и Чикулин Алексей поженились. У них родились дети: Иван, Анна и Александр. Жили мирно и спокойно, пока не началась Великая Отечественная война. Чикулин Алексей в возрасте 36 лет попал на фронт, где пропал без вести, оставив жену с детьми в тяжелое время. Семья Чикулиных переехала в село Филиппенково Бутурлиновского района. Жили очень тяжело, голодали, но мать всеми силами находила средства прокормить детей. Главное место на селе во время Великой Отечественной войны занимали женщины. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов в колхозе, помимо семейных обязанностей, легли на плечи женщин. Прапрабабушка Марина приобрела ткацкий станок. Она ткала ткань на заказ, тем самым зарабатывала на кусок хлеба. И детей своих очень красиво старалась одеть. Все вещи в семье были вышиты вручную красивыми узорами, которые она придумывала сама.
В этом селе проживала семья Сидоренко, у которых было пять детей. Вот их дети подрастали, и образовалась еще одна семья: муж Иван и жена Анна. Молодую семью война тоже не обошла стороной. Прадедушка был серьезно ранен и демобилизован по ранению в запас. За время службы на фронте получил награды, в том числе, орден «Красной звезды». Прабабушка попала на фронт в возрасте 17 лет в состав ополченцев. Была контужена, получила серьезное обморожение. После госпиталя была отправлена домой. Переехали они с мужем из села Филиппенково в совхоз Воробьевский, Воробьевского района. У семьи Сидоренко родилось пять деток: Таисия, Николай, Александр, Валентина, Сергей. В этой семье было одно общее увлечение – вязание, которому их научила прабабушка. Девочки с самого раннего возраста умели вязать. Зимними темными вечерами вся семья собиралась у лампы и предавалась своему любимому увлечению. Но, конечно, не обходилось без песен. Прабабушка Аня обладала таким удивительным голосом, что на ее песни сходились все соседи, а заодно и посмотреть на изделия, выполненные всей семьей. В то далекое время было трудно купить красивую пряжу, но они на это не жалели денег. Прадедушка Ваня вязал шикарные рукавицы и носки, которые приносили немалый доход семейному бюджету. Прабабушка очень красиво вышивала полотенца, рубашки, вязала от платков до свитеров. И до сих пор, в возрасте 89 лет вяжет. И в совхозе работала в лидерах. Бабушка имеет звание «Ветеран труда», всегда ее фотография находилась на Доске почета. Дети их подрастали.
И вот в совхоз Воробьевский из соседнего села приехал на работу Дремов Николай. Он развозил рабочих на поля, а моя бабушка Валя раздавала трактористам обеды. Там она с дедушкой и познакомилась. Образовалась еще одна ячейка общества - семья Дремовых. Родились у них две девочки: Оля и Лена. Бабушка вязала на своих деток очень красивые вещи от шапочек до пинеток, узоры она брала в журналах и придумывала сама. В свое занятие она втянула дедушку Колю. Дедушка Коля вышивает красивые картины, которые потом дарит родственникам и друзьям. Нами не раз было замечено, что дедушка спать не ляжет, если он вечером не займется рукоделием. Они вместе с бабушкой завоевывали награды на конкурсах в своем селе, неоднократно получали сувениры на память. Дедушка часто завоевывал первые места и приз зрительских симпатий.
Бабушка научила мою маму и тетю Олю вязать крючком и спицами, вышивать салфетки и скатерти. Моя мама научилась вязать в раннем возрасте. Первые работы примеряли ее куклы. Мамина сестра, тетя Оля, использует в работе разные техники: вяжет спицами, крючком, вилкой и т.д.
Существует много разновидностей рукоделия: макраме, плетение из бисера, обычное плетение, шитье, вязание спицами или крючком. Любое рукоделие нуждается во внимательности и терпении, а также - фантазии. Заниматься этим делом очень интересно, это помогает сделать разнообразной жизнь, или развлечь человека, который скучает. С помощью рукоделия вы можете сделать такую вещь, которой нет более ни у кого. Из бисера можно сделать ожерелье, игрушку, браслет. Бисером можно также красиво расшить какую-то вещь, например, кофточку, сумочку или пояс. Связав спицами, легко потешить каждого из своей семьи свитером, шапкой, или шарфиком. Следует только захотеть научиться вязать и быть очень терпеливым. Ведь, как говорят, тот, кто рукоделием занимается, никогда ни с кем не ругается. Наверное, на это совсем нет времени.
Я так же овладела этим ремеслом. Мне это мастерство очень нравится. Сейчас я хожу на кружок «Изонить». Я очень разносторонний человек, увлекаюсь разными видами творчества. Вместе с учительницей, Балакшиной Людмилой Максимовной, мы творим в стиле квиллинг и изонить. А какие красивые картины у меня получаются акварелью и маслом. Я считаю, что это тоже рукоделие, так как сделано моими руками. Ну, и конечно, мое самое главное увлечение, это занятие в хореографическом ансамбле «Калинка», где я занимаюсь народными танцами. Моя сестра Вероника тоже учится вышивать. Пока получается не очень хорошо, но всё впереди. Вот такие традиции в нашей семье.
Я очень счастлива, что родилась именно в такой семье, где взаимная любовь, уважение, где дружно работают и дружно отдыхают. Вот это и есть настоящая семья, настоящее счастье. Что может быть в жизни важнее семейного счастья, где счастливы дети и мама с папой?!
Когда я вырасту, у меня будет своя семья. Я думаю, что в свою семью я принесу лучшие традиции. Это важно, потому что такая семья воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей.
И я всем-всем хочу сказать: «Любите свою семью, берегите ее, дорожите родителями, умейте радоваться каждому дню, проведенному вместе!»
Знать историю своей семьи, соблюдать семейные традиции - это достойное занятие. Любовь к Родине начинается в семье: в отношении к старикам, родителям. И это замечательно, что мы помним имена своих бабушек, дедушек, чем занимались наши прабабушки и прадедушки. Это наша гордость. И закончить свой рассказ я хочу стихотворением:
Моя семья – моя обитель. Мой дом, мой замок, мой покой. Убереги, Господь Спаситель Ее от нечисти лихой. Убереги нас от соблазнов, И сохрани от бурь и бед. Спаси от зависти и сглаза. А, если нужно, дай совет. Моей семье я всем обязан. Не знаю, как благодарить, Тех, с кем душой и сердцем связан, И узелок не разрубить. В семье мы все как будто прутья, И в веник связаны тугой. Сплелись, да так, что не раскрутишь Опасны. На пути не стой. Пока мы вместе, друг за друга Нас поломать никак нельзя. В беде мы все стоим упруго. Мы клан, мы племя, мы семья.

Добрый день!

Сегодня мы встречаемся впервые в новом году, и как вы уже знаете темой 2013 года в нашем блоге, являются страны. В этом месяце у нас Россия, и соответственно, я расскажу вам о традиционных русских видах рукоделия. Что же мы можем сюда отнести? Вышивка, вологодское кружево, оренбургский пуховый платок и тканый павлопосадский платок, искусство росписи: Хохломская, Урало-Сибирская, Палехская лаковая миниатюра (шкатулки, посуда), Жостовская роспись. Знаменитая Гжель. Есть еще вятская (дымковская) глиняная игрушка, Богородская деревянная игрушка, волжская домовая резьба, грязовецкая резьба по дереву.

Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».
До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.
Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.


Хохлома

Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду.Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет’ золотой ‘посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…
Хохлома – это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента. И сегодня в Хохломе работают потомственные мастера, виртуозно владеющие приемами свободного исполнения растительного орнамента кистью от руки.
В каком бы уголке мира, на какой бы выставке ни появились хохломские изделия, они всегда привлекают к себе всеобщее внимание: ими не только любуются ценители искусства, их внимательно изучают художники-профессионалы, исследователи народного декоративного искусства. Для любителей же русского народного творчества хохлома - это один из символов национального своеобразия русской культуры, радостное солнечное искусство, несущее людям ощущение света и тепла.
Хохлома — это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Оренбургский пуховый платок

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!

Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер — 210 х 210 сантиметров, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.
Пуховые платки работы оренбургских пуховязальщиц такие же ценные и самобытные образцы народного художественного творчества, как и всемирно известные вологодские кружева.
Пуховязальный промысел в России возник очень давно: примерно двести лет назад. Появившись первоначально в Оренбургском крае, он затем получил распространение в Пензенской губернии.
Оренбургский пуховязальный промысел возник на базе козоводства. Население Оренбуржья им занималось давно, но до шестидесятых годов XVIII века коз разводили прежде всего для получения молока, мяса и кожи.
Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков
Можно с полным основанием считать временем зарождения в Оренбуржье пуховязального промысла вторую половину XVIII века. При этом необходимо иметь в виду, что речь идет о зарождении именно промысла, а не пуховязального рукоделия, о существовании которого оренбургские женщины знали раньше. Деятельность Рычковых содействовала широкому распространению пуховязального дела в губернии, превращению его из занятия одиночек в хорошо развитый промысел, официально зарегистрированный в списках крестьянских кустарных промыслов.
Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.


Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником "свистопляской", имеющим языческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.
Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 в. В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле.
Для производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.
Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Организация артели и мастерской Стараниями А. И. Деньшина в 1933 при Вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель "Вятская игрушка", где сначала работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина, О. И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. С этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного искусства. А. И. Мезриной в 1934 было присвоено звание Герой Труда. За годы существования промысла ассортимент игрушек постоянно обогащается. Сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни: гуляния, катания на лодках, карусели, ярмарки. В 1948 в Вятке открыта игрушечная мастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е. И. Косс-Деньшина, З. В. Пенкина, Л. С. Фалалеева, Н. П. Трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Резьба по дереву

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.
В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV-XVI века.
Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.
Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.
Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Гжель

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская(…), которой нигде не видал я белизною превосходнее».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности «Гжель». Выросший при станции посёлок городского типа также называется «Гжель». Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых: посёлок «Известкового завода» или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого Известкового завода) и «Посёлок Кирпичного завода» или «Труженик».

Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!


Казалось бы, совсем недавно «Формула Рукоделия» была молодой выставкой – и вот у нее снова прошел юбилей. Московская «Формула» принимала гостей в 15-й раз. Юбилей – это не только праздник, это повод оглянуться, посмотреть, что сделано за эти годы, – и, конечно, немножко погордиться собой!

А гордиться есть чем! С 2009 года «Формула рукоделия» провела 34 выставки в Москве, регионах России и за рубежом. Число участников за эти годы выросло с 70 до 530, а посетителей – с 9,5 до 32 тыс. человек. Выставка постоянно расширяется (сейчас ее площадь – 9000 кв. м), появляются новые проекты, и многие из них становятся постоянными (например, спецпроект «Вкусный handmade» или Фестиваль современного войлока).

У каждой выставки «Формула Рукоделия» есть своя, особая тема, и юбилейную выставку мы решили посвятить традициям, ведь именно они лежат в основе любого рукоделия. Тема традиций заинтересовала многих участников нашего проекта. Так, клуб-мастерская текстильного дизайна «Красный сарафан» представила целую коллекцию одежды, кукол и аксессуаров, где обыгрывалась тема набивного ситца и яркая палитра русского народного костюма. Необычный проект представил клуб «Мастерёлки» – его участницы сшили лоскутную палатку, где каждый лоскуток представлял ту или иную традицию русского народного искусства – гжель, хохлому, дымковскую игрушку и т. д. Колледж им. К. Фаберже представил народные мотивы в батике. Мировые традиции представила школа китайской живописи гохуа – на ее стенде гости выставки могли своими глазами увидеть, как создаются китайские картины тушью. Отдельная экспозиция была посвящена семейным традициям рукоделия – там можно было видеть рукодельные работы трех-четырех поколений нескольких семей, прочесть историю каждой творческой семьи, увидеть, что окружало рукодельниц прошлого.

Но и это еще не все. Тема традиций оказалась актуальной вне зависимости от темы выставки. Например, все больше производителей вышивальных наборов обращаются к русской мифологии, истории, архитектуре – от образов языческой Руси до портретов Юрия Гагарина. Кроме того, сильно вырос интерес к традиционным видам рукоделия и у гостей выставки – большим спросом пользовались вышивальные наборы в различных техниках, товары для шитья и печворка. Хорошо было представлено модное направление – алмазная мозаика, а также раскрашивание по номерам, живопись шерстью, фурнитура для украшений и художественные материалы. Стоит также отметить большой выбор книг по рукоделию, в том числе еще один тренд сезона – альбомы для раскрашивания.

На выставке мы подвели итоги первого индустриального конкурса «Золотая пуговица». Список финалистов определяло народное голосование, а победителей среди финалистов выбирали Экспертный совет и Большое жюри конкурса. Так, лучшим производителем вышивальных наборов 2015 года оказалась компания Panna, лучшим несетевым магазином рукоделия – «Мир шитья», а лучшей книгой по рукоделию – «Библия узоров», книга по вязанию крючком от издательства «Контэнт». Полный список победителей, а также условия участия в следующем туре конкурса вы сможете найти на сайте: craft-award.ru.
2016 год собрал коллекцию ярких юбилеев в индустрии рукоделия и творческого хобби. На выставке «Формула Рукоделия» свои юбилеи отметили учебный комбинат «Мастерица», компания «РИОЛИС», «АЛИСА» и «Колор Кит». Старейшим юбиляром был комбинат «Мастерица», не закрывавшийся ни на день в течение 75 лет! Весомым был и юбилей компании «РИОЛИС», первые наборы которой появились на свет 20 лет назад!

В целом выставка прошла очень динамично, было очень заметно, что профессионалы индустрии рукоделия готовы и бороться за потребителя, и идти ему навстречу, а потребители – все так же активно творить, следить за новинками рынка и покупать материалы для творчества. Согласно подсчетам билетов, резко возросло число гостей, которые посещали выставку несколько дней подряд! Кроме внушительного ассортимента товаров для рукоделия многих привлекали мастер-классы: да 4 дня выставки только в зоне мастер-классов прошло более 250 занятий, многие компании, например «Гамма» и «Гела», практически без перерывов вели мастер-классы у себя на стендах.
Не менее активной ожидается и осенняя выставка, уже сейчас заявки на участие подали более 500 экспонентов. На осенней выставке (29 сентября – 2 октября) будет продолжена тема традиций, но основной темой решили сделать кулинарию, так что готовьтесь, вышивайте котлеты, лепите тортики из полимерной глины и валяйте из войлока пельмени! Встретимся осенью, ну а пока – следите за информацией на нашем сайте и готовьтесь участвовать в конкурсах (стр. 7)!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook