Развитие детской инициативы в изобразительной деятельности. Развитие познавательной инициативы детей раннего возраста в изобразительной деятельности

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Катюша» г. Волгодонска

Городское методическое объединение воспитателей

МБДОУ г. Волгодонска

МАСТЕР – КЛАСС

«Педагогическая поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности»

Воспитатель высшей

МБДОУ ДС «Катюша» г. Волгодонска

г. Волгодонск, 2017

Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах создания условий для поддержки детской инициативы.

Познакомить педагогов со способами, приёмами и принципами работы, вариантами создания условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности. Создать условия для педагогов в практическую деятельность в процессе мастер-класса.

Материалы и оборудование: презентация, различные изобразительные материалы, силуэты посуды.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой является одной из приоритетных.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие самостоятельности, инициативы и творчества у детей в изобразительной деятельности.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, что означает слова «инициатива»? Подберите синонимы к слову «инициативный».

Ответы педагогов

Для того, чтобы воспитать самостоятельную, инициативную, творческую личность в изобразительной деятельности первым делом необходимо дать ребёнку определённый багаж знаний, умений и навыков, обучить его способам действия с различными материалами.

В своей работе я использую парциальную авторскую программу «Цветные ладошки», которая способствует созданию условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитанию художественного вкуса и чувства гармонии, самостоятельности и инициативности.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Самостоятельная инициативная деятельность может носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе создают художественный образ, декорации, изготавливают атрибуты для игры.

Все дети умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!».

Уважаемые коллеги, как вы поступаете в такой ситуации?

Ответы воспитателей

Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками окружающих людей.

Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:

    ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы); отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца); исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии. И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для изодеятельности.

Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Известный художник отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности зависит от соблюдения педагогом определенных условий.

Опыт показывает, что одним из наиболее важных условий является разнообразие и работы с детьми.

Предлагаю вам стать на некоторое время детьми. Приглашаю 4 желающих.

Мотивация: на электронную почту пришло письмо от директора фарфорового завода с просьбой придумать узоры для посуды. Как вы думаете, мы сможем помочь? Перед вами тарелки различного размера, цвета и формы. Предлагаю выбрать любую, наиболее вам понравившуюся. Для оформления вы можете использовать разнообразные материалы.

Педагоги выполняют задание. Подведение итогов.

В своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, тушь, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глину, природный, бросовый, нетрадиционный материал. Знакомлю ребят с разными нетрадиционными техниками выполнения картин и поделок, таких как воскография, акварельная живопись, живопись пальцевая, печатание, отпечатывание, коллаж, монотипия, рисование кусочками поролона, куском ткани, мылом, щеткой, свечой, пластилином, нитками и т. д. Изучив разные техники, малыш в будущем может стать художником, дизайнером, архитектором и т. д.

Итак, уважаемые коллеги, вернёмся к условиям. Другое важное условие: опора на личный опыт ребенка. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности и инициативности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога.

В своей деятельности создаю ситуации успеха для каждого ребёнка. Для этого использую такие приёмы как:

«Убеждение»: «Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся». Если педагог будет убеждать ребёнка и на первых порах поддержит его, то успех обязательно придет.

«Эмоциональное поглаживание» - констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы.

«Поиск» - педагог обязан найти тот , который ребёнку по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.

Немаловажным является организация личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Необходимо использовать разные типы общения. В какие-то моменты требуется руководство детьми, когда-то возможны партнёрские отношения или предоставление детям свободы.

Следующее условие - создание и обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей право самостоятельного выбора деятельности, проявление своей индивидуальности. В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности. Материалы и оборудование периодически меняются и дополняются. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению самостоятельности.

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться изобразительными материалами. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности ребенка создавать для детей все необходимые условия. Содержать в открытом доступе различные материалы и изобразительные средства. Поощрять различные творческие начинания ребенка.

В заключении хочу рассказать вам притчу.

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

Господи! Это действительно ты? - воскликнула женщина с радостью.

Да, это я, - ответил Бог.

А что у тебя можно купить? - решила спросить женщина.

У меня ты можешь купить абсолютно всё, - ответил Бог.

Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

Разве это всё! - удивилась разочарованная женщина.

Да это всё, - ответил Бог. - А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Мы сеем вечное и доброе и не куда-нибудь, а в души детей и что прорастет, культурные семена или сорняки, зависит только от нас.

Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Поощрение высказывания оригинальных идей. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

1

Проведен теоретический анализ понятий «творческая инициатива младшего школьника» и «художественно-практическая деятельность». Показано, что творческая инициатива в младшем школьном возрасте имеет свою специфику (ребенок может планировать свои действия, ставить перед собой задачи и последовательно выполнять их, самостоятелен, стремится к самореализации, общителен, имеет творческое отношение к деятельности и познавательную активность, но главное – готов к выдвижению нестандартных идей) и формируется в различных культурных практиках, в том числе и художественно-практической деятельности. Художественно-практическая деятельность младшего школьника раскрывается как совокупность или отдельные самостоятельные творческие проявления ребенка, выполняемые на основе знаний, умений и навыков, приобретенных самостоятельно или на занятиях под руководством педагога. Этот вид деятельности выполняется по собственному замыслу, инициативе, т.е. ребенок способен самостоятельно планировать свои действия, имеет цель и направлен на результат. Обосновано, что средствами формирования творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности являются создание педагогических ситуаций, требующих нестандартного решения (они могут быть связаны с изменением структуры урока, сменой или заменой художественных материалов, выбором места проведения занятия и др.); использование педагогических методов, приемов, техник, активизирующих творческое мышление и воображение (творческий подход к формулировке заданий, методы развития креативного мышления – аналогии, синектика, др.; работа нетрадиционными изобразительными материалами); вариативность видов художественно-практической деятельности (по видам искусства, по принципу интеграции искусств, по типам заданий и др.); опора на личный опыт ребенка. Раскрыты педагогические условия, влияющие на процесс формирования творческой инициативы младшего школьника: вариативность организации занятия; опора на личный опыт, впечатления, полученные младшим школьником в реальной действительности и самостоятельной художественно-практической деятельности; индивидуальный подход к ребенку.

младший школьник

художественно-практическая деятельность

художественная деятельность

творческая инициатива

творчество

инициативность

инициатива

1. Большаков В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 112 с.

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография. – М.: Педагогика, 1972. – 288 с.

3. Зебзеева В.А., Русакова Т.Г. Проектирование образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие для факультетов дошкольного и начального образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2014.

4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Изд. Питер, 2009. – 368 с.

5. Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов. – М.: ПИ РАО, 2003. – 152 с.

6. Крылова Н.Б. Личность в социокультурном измерении: история и современность. – М.: «Индрик», 2007.

7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. – М., 2006.

8. Русакова Т.Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. - №2(29), февраль 2014. – www.grani.vspu.ru.

С раннего детства ребенок участвует в различных видах художественной деятельности - с интересом рассматривает иллюстрации к сказкам, воплощает свои замыслы в рисунках, фантазирует. Б. Теплов, исследуя основные виды художественной деятельности (восприятие, исполнительство, импровизацию) указывал на односторонний подход в процессе обучения детей художественному творчеству [по: 6, с.7]. Эта ситуация в последнее время изменилась - деятельность младших школьников довольно часто организуется с учетом взаимодействия разных видов искусства - изобразительного, литературного, музыкального. В результате у ребенка накапливается более обширный опыт восприятия искусства и собственного творчества, в том числе и с использованием механизмов синестезии. В изобразительном творчестве опыт восприятия воплощается в процессе изучения творчества художников, рассматривания и обсуждения их творческих произведений. К первоначальным исполнительским действиям относится опыт накопления практических знаний и умений различных технологических приемов графических и живописных материалов. Опыт импровизации воплощается в процессе создания творческой композиции. Развитие этого вида опыта в онтогенезе обусловлено процессом целенаправленного формирования творческой инициативы.

В связи с этим одной их важнейших задач педагога является оптимальный выбоp педагогических средств, методов, условий формирования творческой инициативы ребенка в сензитивном для изобразительного искусства возрасте - младшем школьном - творческой инициативы в доступной и актуальной художественно-творческой деятельности.

Цель исследования . Целью исследования является теоретическое обоснование проблемы формирования у детей младшего школьного возраста творческой инициативы в процессе художественно-практической деятельности.

Задачи исследования . Задачи исследования заключаются в выделении эффективных педагогических средств и условий формирования творческой инициативы младших школьников в процессе художественно-практической деятельности.

Материал и методы исследования. В исследовании использовались общенаучные методы познания - формально логический, анализ, синтез, сравнение, обобщение; конкретнонаучные методы - наблюдение, анализ документов и объектов образовательного процесса.

Применительно к процессу обучения творчество представляется как форма деятельности. Ребенок, познавая мир, осваивает множество разных видов деятельности, количество и разнообразие которых можно соотнести только с его потребностями и видами его практики. Практика - область социальной деятельности человека, отличная от теоретической деятельности. Практика включает виды деятельности, направленные на решение конкретных жизненных практических задач при помощи реальных действий с материальными предметами [по: 2, с.307]. Н.Б. Крылова особое внимание уделяет культурным практикам ребенка, которые обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность до школы, в- и вне школы . Под «культурными практиками» автор понимает виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта ребенка, складывающегося с первых дней его жизни, и относит всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий.

Одним из видов практической деятельности человека, активно осваиваемых в детском возрасте, является художественная. Художественной называется деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. В исследованиях речь идет о разных аспектах художественной деятельности:

  • это деятельность, которая интегрирует познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую деятельности на основе эстетического компонента и обусловлена потребностью обособить эстетическоеотношение от других человеческих отношений и видов деятельности;
  • самостоятельноеэстетическое творчество в области различных видов искусства;
  • это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, на-правленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённо-сти ребёнка посредством искусства ;
  • особый вид человеческой активности, главным содержанием, смыслом которой является создание, хранение, функционирование и передача духовных ценностей, она направлена на «обработку», оформление, облагораживание, одухотворение мира, окружающего человека, и на самого человека .

Художественную деятельность условно можно разделить на теоретическую и практическую. К художественно-теоретической мы относим такие специфические виды деятельности как художественное восприятие и художественное общение. Результатами такого вида деятельности является приращение индивидом личностных смыслов, заложенных в произведении искусства .

Художественно-практическая деятельность - это самостоятельные творческие проявления ребенка, выполняемые на основе знаний, умений и навыков, приобретенных самостоятельно или на занятиях под руководством педагога. Художественно-практическая деятельность выполняется по собственному замыслу, инициативе, т.е. ребенок способен самостоятельно планировать свои действия, имеет цель и, возможно, план действий, и направлена на создание некоего художественного продукта. Художественно-теоретическая деятельность может инициироваться как взрослым, так и самим ребенком. В силу сензитивности ребенка младшего школьного возраста к изобразительному искусству, инициатором художественно-практической деятельности чаще всего выступает сам ребенок.

Инициатива (от франц. initiative, от лат. - initium - начало) - почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, это важнейший показатель развития ребенка. Стремление к новым формам деятельности формирует у ребенка инициативность. Такой ребенок любознателен, он сам организует игры, соответствующие собственному желанию, умеет общаться.

Среди ученых нет единого мнения о том, что следует понимать под словом «инициативность». Е.П. Ильин рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности ; для других психологов инициативность - это прежде всего характеристика личности человека, его поведения и деятельности, обеспечивающая способность действовать по внутреннему побуждению; педагоги под инициативностью понимают качество личности обучающегося, способствующее тому, чтобы усилия были направлены на удовлетворение познавательных интересов и потребностей.

Первые проявления инициативности присутствуют уже в поведении ребенка дошкольного возраста. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов предложили карту развития, основанную на интегральном представлении об уровне развития дошкольника как активной самоопределяющейся личности . Нормативная часть карты отражает становление инициативности ребенка в разных видах деятельности, психологический фон развития, который отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника, авторы идеи предлагают фиксировать во второй части карты. Для нас интерес в данной карте развития представили четыре сферы инициативы: творческая; целеполагания и волевого усилия; коммуникативная; познавательная. Каждую из этих сфер авторы предлагают оценивать, предлагая ребенку конкретный вид культурной практики - познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность или сюжетную игру. Наблюдение за поведением ребенка позволит оценить его инициативность: инициативный ребенок будет реализовывать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность .

Инициативный младший школьник - это ребенок, который может планировать свои действия, ставить перед собой задачи и последовательно выполнять их, самостоятелен, стремится к самореализации, общителен, проявляет творческое отношение к деятельности.

Творческая инициатива отличается от инициативности направленностью получение нового продукта деятельности. От уровня развития творческой инициативы, включающей произвольность деятельности и поведения, широту ориентировки ребенка в окружающем мире и его общую осведомленность зависит развитие творчества. Для развития творческой инициативы ребенка младшего школьного возраста необходимо создать условия, где одной из ведущих будет художественно-творческая деятельность. Такая деятельность развивает самостоятельность, активность, позволяет закреплять приобретенные на занятиях художественные знания, умения, навыки. Художественно-практическая деятельность вызывает яркие впечатления, повлиявшие на воображение, эмоции ребенка, снимает напряжение, укрепляет веру в свои возможности. По результатам художественно-практической деятельности видно не только что и как ребенок нарисовал, но и как он относится к своей работе, к занятию, готов ли он к самостоятельной творческой деятельности, способен ли критически оценивать свою работу. Обеспечение эмоционального отношения детей к своей художественно-практической деятельности в обучении технике рисунка является одной из трудных, но важных задач. Другая задача заключается в приближении ребенка к реалистическому характеру отражения своих переживаний в рисунках. В процессе художественно-практической деятельности дети работаю красками, экспериментируют с инструментами и материалами, получая новые техники и приемы изображения.

Важным средством развития творческой инициативы младшего школьника являются творческие задания, которые побуждают детей самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новое произведение при использовании прошлого опыта, обнаруживают способности, позволяющие выполнить задание в незнакомой ситуации. Мы предлагаем такие задания, как «Образ из заданных линий» (педагогом на листах бумаги рисуются самые разнообразные варианты линий - от «загогулины», выполненной непрерывной линией, до набора штрихов, которые обучающимся предлагается объединить в законченный образ, используя минимум средств), «Образ из отпечатков ладоней» (дорисовать монохромный или цветной отпечаток, используя средства выразительности графики), «Фантастическое животное» (из пятна, линии, отпечатка, на основе заданного образа или описания его образа жизни, методом агглютинации), «Стилизация цветка, дерева, животного, птицы» (их превращение в дом, транспорт, город, мотив для орнамента, фрагмент декоративной композиции) и т.д. Содержание заданий усложняется в зависимости от возрастных особенностей детей, что поможет им действовать по собственной инициативе.

Эффективным приемом формирования творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности является освоение навыков работы в нетрадиционных техниках. Эти техники предоставляют возможность, достаточно простыми способами, получить красивый, необычный результат. Необычные технические приемы дают больше возможностей для самовыражения. Использование знакомых материалов в новой технике изображения дает возможность ребенку применять их в самостоятельной художественно-практической деятельности. Например: рисование нитками, применение в работе штампов, работа мастихином, мастерком, губкой, типографскими красками; работа с тканью, пластилином, бумагой и др. В данном случае творческую инициативу ребенок может проявить в выборе набора инструментов и материалов и способов деятельности, темы и сюжета композиции, формата листа.

Опыт показывает, что для успешного проявления инициативы и самостоятельности в художественно-практической деятельности необходимо соблюдение ряда педагогических условий, первым из которых является вариативность организации самого занятия: необычное начало занятия использование новых материалов, возможность самостоятельного выбора изобразительных средств, работа в необычных условиях (например, не в классе, а на пришкольном участке, в рекреации школы, в кабинете физики). Второе условие - опора на личный опыт, впечатления, полученные младшим школьником в реальной действительности и самостоятельной (не организованной педагогом) художественно-практической деятельности. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности и инициативы. Индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который знает особенности каждого ребенка, учитывает уровень развития изобразительных умений и навыков, это следующее условие для эффективного проявления детьми творческой инициативы и самостоятельности.

Формирование творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности целостно раскрывает личность ребенка и его отношения к окружающему миру.

Рецензенты:

Попова В.И. д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики высшей школы, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Библиографическая ссылка

Русакова Т.Г., Русакова Т.Г., Солдатенкова О.П., Шустова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18721 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Наталья Цыряпкина
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Развитие самостоятельности и активности - важная задача воспитания детей дошкольного возраста . Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности . Актуальность проблемы развития самостоятельности у младших дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей . Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том , что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности . Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.

Вместе с тем, развитая самостоятельность и активность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.

Для решения этой задачи, каждый педагог подбирает наиболее оптимальные методы и приемы в своей работе.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности .

Что означает понятие инициативность и самостоятельность ?

Самостоятельность - работа , совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.

Инициатива – первичный признак самостоятельности , показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.

Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе , как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки .

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности .

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми в свободное время и является одним из важных видов детской деятельности , в которой можно успешно сформировать эти качества. Но, чтобы ребенок стал инициативным , самостоятельным и творческим человеком в процессе , необходимо сформировать у него определенные технические навыки и умения.

Проанализировав работы детей , выполненные в свободное время, я увидела, что они носят репродуктивный характер : дети в своих работах применяют только те навыки и умения, которые приобрели на занятиях, не проявляя творчества и фантазии. Работы по тематике и способу изображения сходны с темами занятий. Учитывая это, я поставила перед собой цель : развитие инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности .

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи :

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

Совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами ;

Содействовать развитию умений у детей самостоятельно поставить цель , отобрать для этого необходимый материал и инструменты в Центре творчества, определить последовательность, способы и приемы выполнения работы, адекватно оценить полученный результат, при необходимости скорректировать его.

Занятия изобразительной деятельностью интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность.

Для развития инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности служит созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.

В Центре творчества, я собрала различные средства художественной деятельности и материалы такие как традиционные, так и нетрадиционные : краски с блестками, мелки, карандаши, палитры, зубочистки, печатки, ватные палочки, трубочки для раздувания, разнообразная бумага (газетная, обёрточная, картон, чертёжная, цветная, тонированная, трафареты для рисования, поролон, вата, губка и другие средства для художественной деятельности .

Это позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и сотворить вот такие яркие и запоминающиеся работы, которые можно использовать в интерьере детского сада и в интерьере собственной комнаты или квартиры, в которой ребенок проживает.

В своей работе придерживаюсь принципов новизны и динамичности, т. е. стараюсь регулярно пополнять содержание Центра творчества новыми художественными материалами, наглядными пособиями : интересные книги иллюстрированные художниками, раскраски, фотографии, игры – мастерилки, чтобы детям не было скучно, а интересно. Регулярно осуществляю сменяемость материалов.

Чтобы вызвать интерес к изобразительной деятельности , расширила представления детей о различных техниках и приемах в творчестве, познакомила с использованием нетрадиционных материалов при изготовлении работ. Например, рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, бумажной салфеткой и т. д. При изготовлении аппликации использовать не только бумагу, но и пуговицы, бусинки, природный материал, поролон и т. д. Лепить можно не только из пластилина, но, например, из теста. Всё это помогает развивать творческие способности, ум, речь, воспитывает эстетический вкус.

Использование нетрадиционных методик очень привлекательно для детей , так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом .

Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей , тщательно продумываю организацию различных форм изобразительной деятельности (создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д.). Подбираю интересные для детей темы : «Золотая осень» , «Новый год» , «Бабочки» , «Аквариум» и т. д. Всё это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка творчески мыслить.

Такая работа развивает у детей самостоятельность , уверенность в своих силах, побуждает к проявлению инициативы , проведению самостоятельных исследований , созданию новых творческих работ.

Во время работы я отношусь ко всем детям благосклонно, подбадриваю их, одобряю. Если работа имеет не законченный или небрежный вид, не говорю об этом сама, а стараюсь чтобы в процессе самоанализа работы ребенок увидел и понял, как можно закончить или преобразить свою работу. В каждой из них стараюсь отметить что-нибудь хорошее. Не даю детям образцов в качестве примера, не делаю акцент на том, что должно получиться, не подгоняю, не вывешиваю только лучшие работы, не сравниваю их, чтобы не развивать чувство соперничества, так как это мешает нормальным отношениям между детьми.

В работе использую различные методы и приемы : информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого) ; репродуктивный - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей ; эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно ; исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности , но и фантазии и творчества.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника , побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов :

Игра, которая является основным видом деятельности детей ;

Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других детей . Отчетные выставки проходят один раз в квартал.

Будучи убежденной, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями выстроила на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сблизила их с детьми, и позволило открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Провела родительские собрания на тему : «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста », «Развиваем вместе творческое начало в ребенке» ; консультации : «Как часто вы рисуете с ребенком» , «Использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности », «Развитие изобразительной деятельности детей в семье »; оформила папки – передвижки : «Как воспитывать инициативу у ребенка » , «Самостоятельность ребенка . Её границы» , провела мастер-класс «Опускаем руки в краску» , на котором родители вместе с детьми создавали совместные работы.

В группе постоянно устраиваю выставки детских работ для детей и для родителей . Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей , когда видят на выставке детские работы. Постоянно провожу выставки совместных работ родителей и детей .

В результате работа с родителями вышла на более высокий уровень. Это проявляется в заинтересованности данной деятельностью , что выражается в желании принимать участия не только в выставках совместного творчества с детьми на районном уровне, но также на краевом и Всероссийском.

В результате проделанной мной работы у детей повысился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности . На занятиях и в самостоятельной деятельности дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, в выборе необходимых изобразительных материалов и инструментов для достижения результата. Тематика детских работ стала более разнообразной и отличается выразительностью и оригинальностью.

Заканчивая год с детьми средней группы, я наметила перспективу работы на следующий учебный год :

Продолжить работу по развитию инициативы и самостоятельности у детей в различных видах деятельности ;

Пройти курсы повышения квалификации по созданию условий для развития инициативы и самостоятельности у дошкольников .

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста .

Я считаю, себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу : «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность , смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Список использованной литературы :

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2014 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .

4. Виноградова Н. А., Гайнуллова Ф. С. Предметно-развивающая среда детского сада . / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

5. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников . Программа «Ребенок – педагог – родитель» /А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. – СПБ : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2012.

6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество . Пособие для воспитателя дет. сада / Т. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2012 г.

7. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ : Пособие для воспитателей/Л. М. Ковалицкая. - М.: Аркти, 2010 г.

8. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2002 г.

9. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей . // Д. в. 2004.- №8.

Смирнова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми
Наименование материала: Эссе
Тема: «Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования»
Дата публикации: 19.03.2019
Раздел: дошкольное образование

«Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в изобразительной деятельности посредством

использования нетрадиционных техник рисования»

Смирнова Евгения Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г. Воркуты

Та страна, которая будет учить своих детей искусству,

превзойдет все остальные

Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в

этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением

открывающего для себя такой незнакомый, но удивительный окружающий мир. Именно в этот

начинается

социализации,

устанавливается

природы, предметным миром, а значит, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим

ценностям. В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования

возникла

необходимость

обновления

повышения

качества

дошкольного

образования,

направленного

выявление

развития

способностей, творческого и познавательного потенциала детей.

Согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

дошкольного

образования

приоритетных

является

развитие

способностей

творческого

потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

В связи с этим ключевая роль педагога – создание условий для формирования гармоничной,

духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками

культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению.

Формирование

культуры

личности

происходит

процессе

художественно-

эстетической деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в

изобразительной деятельности дошкольников. Из всех ее видов рисование является едва ли не

самым интересным видом деятельности для дошкольников.

Современные

психолого-педагогические

исследования

убедительно

доказывают,

рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить

своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность

закрепить

процессе

рисования

совершенствуется

наблюдательность,

эстетическое

восприятие,

эстетические

художественный

творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного

процесса на РАЗВИТИЕ ребенка, учет его личностных особенностей, индивидуальной логики его

развития.

особенностью

развитию

творческого

потенциала

дошкольников

Развитие у ребенка позиции активного участника в творческой деятельности;

Ориентир на возрастные и индивидуальные особенности, т.е. на конкретную ситуацию

развития ребенка;

Учёт детских интересов и предпочтений;

развитие инициативы и самостоятельности, т.е. личностных качеств ребенка, что позволит

достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности.

Важно лишь побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто

могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Таким стимулом по праву

может являться рисование с использованием нестандартных техник. Нетрадиционные техники –

это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,

выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном

рисунке, дошкольники учатся мыслить, самостоятельно решать, какую технику использовать,

получился

выразительным.

нетрадиционные

техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции,

дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и

способами

изображения

предметов

окружающего

получает

возможность

выбора, и чем

разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.

Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не

просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию

творческого воображения.

В своей работе в соответствии с возрастными особенностями я активно использую самые

разнообразные нетрадиционные техники рисования:

Младший дошкольный возраст:

Рисование руками, ладошками, пальцами, ребром ладони, кулаком

Оттиск печатями из картофеля, моркови, пенопласта

Рисование ватными палочками

Средний дошкольный возраст:

Тычок жесткой полусухой кистью

Печать поролоном, пробками

Восковые мелки и акварель

Свеча и акварель

Печатки листьев

Рисунки ватными палочками, мятой бумагой

Монотипия предметная

Старший дошкольный возраст:

Кляксография

Монотипия пейзажная

Рисование солью, песком, манкой, мыльными пузырями, мятой бумагой

Ниткография

Тиснение

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности

образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость,

они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим,

изображая

кружащиеся

листочки,

опускающиеся

снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и

перспектива самостоятельного выбора. Они готовы многократно повторить то или иное действие.

И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы

демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В данном взаимодействии, мною были продуманы этапы и направления работы с детьми:

накопления

обогащения.

Накопление

сенсорного,

эмоционального,

интеллектуального опыта является основой для творчества.

2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности,

ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта

ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых

условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

альтернатив.

Направлен

индивидуализацию

творческой

деятельности,

самостоятельное выражение художественных образов.

Обучение

нетрадиционных

рисования

происходит

следующих

направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному

рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более

использования

готового

оборудования,

материала

применению

необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

применения

использованию

смешанных

изображения;

индивидуальной

коллективному

изображению

предметов,

нетрадиционной техники рисования.

Развитие

художественно-творческих

способностей

рассматривается

образовательной

«Художественно-эстетическое

развитие»

осуществляется

основных формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей;

И, конечно, совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы,

путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки

рисунков, конкурсы, развлечения.

Побудить ребенка к деятельности возможно с помощью таких методов и приемов, как:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и

приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

откажутся

почувствовать себя значимым;

музыкальное сопровождение, художественное слово.

желательно

эмоционально

объяснять

действий

показывать

изображения.

привлекают

нетрадиционные

материалы,

разнообразнее

художественные

материалы,

интереснее

работать.

рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов,

главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с

передавать

пропорции,

сравнивать

величину

сопоставлять

натурой, с работами сверстников. В процессе рисования дети учатся рассуждать и делать выводы.

Происходит обогащение их словарного запаса. В связи с этим, особое внимание следует обратить

на такое понятие, как «восприятие». Ребенок по-своему воспринимает художественные образы,

обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через

сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-

эстетической культуры личности дошкольника.

Совместная

художественно-творческая

деятельность

воспитанниками

основана

системно-деятельностном

способствует

развитию

индивидуальных

способностей

становится

активным

деятельности,

становится

субъектом

деятельности,

соответствует

требованиям ФГОС ДО.

Развитию

творческого

воображения

повышение

интереса

изобразительной

деятельности будет способствовать использование современных развивающих технологий:

личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

проектная деятельность. Так, нами был реализован проект «Овощи и фрукты - полезные

продукты»,

(фруктов)

наблюдали,

придумывали способы его использования, все это фиксируя в дневнике и изобраая его

разыми способами и техниками.

Организуя

педагогический

обращаем

внимание

художественно-эстетической деятельности с разнообразными играми. Поэтому предусмотрено

создание изображений предметов для игр: «Красивые салфетки в кукольный уголок», «Угощение

для игрушек», «Подарки игрушкам», «Поделки для кукол» и др.

значение

эмоциональное

благополучие

процессе

формирование у ребенка уверенности в своих возможностях уважительное отношение взрослых к

результатам детской художественной деятельности. Поэтому при организации образовательной

деятельности я уделяю внимание такой форме работы, как выставки детских и совместных работ

по темам: «Дары осени», «Осенние краски», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальное чудо». В

результате у детей формируется уверенность в своих возможностях; дети активно используют

средства выразительности для образности рисунка; воплощают в художественной форме свои

представления,

переживания;

совершенствуют

изобразительные

экспериментируют с разными художественными материалами; развивают творческую фантазию.

Работы детей служат украшением группы, приемной. В группе постоянно действует выставка,

готовятся подарки к праздникам, что оказывает положительное влияние на интерес к творчеству.

Часто к нам в гости приходят любимые герои - Смешарики, Фиксики и др., которым нужна

помощь (они чего-то не знают, допускают неточности и т.п.), тем самым появляется мотив

деятельности, который помогает ее организовать.

Формированию

положительной

самооценки

стимулирование

интереса

дальнейшей

деятельности способствует ситуация успеха. В своей работе я поощряю не только творческую

деятельность детей и самостоятельность, но и любые усилия, направленные на приобретение

новых знаний.

Одним из приемов совместного творчества детей и взрослого считаю прием сотворчества,

когда все участники в равной степени вносят свой вклад в изготовлении продукта, так называемая,

коллективная

воспитатель

подготавливает

создания

композиции, а дети дополняют ее соответствующими деталями. Так, нами были изготовлены

коллективные

композиции,

посвященные

празднованию

Международного

женского

защитника Отечества и др. Каждый ребенок выбрал, то, что он хочет сделать, каким материалом,

какой техникой.

Одной из важнейших составляющих работы в данном направлении - обеспечение условий

для развития творческих способностей - создание развивающей предметно-пространственной

насыщенной

разнообразными

предметами

игровыми

материалами,

способствующая

художественно-эстетическому

развитию

дошкольников.

поддержания

интереса

продуктивной деятельности и с целью развития художественно-творческих способностей в группе

оформлен

детского

творчества,

варианты

раскрасок,

заготовки

нанесенным рисунков или его частью), детские журналы с творческими заданиями; размещены на

видном месте листы разной формы и цвета для рисования, заготовки с нанесенными фигурами,

художественный материал для индивидуальной и коллективной работы.

подобраны

репродукции

художников,

музыкальные

произведения

использования синтеза искусств и интеграции разных видов деятельности.

Для рассматривания и

обыгрывания представлены предметы народных промыслов, интересные фотографии, элементы

росписей (альбомы, листы), иллюстрации.

обогащения

образных

представлений,

развития

эстетического

восприятия

воображения в группе мною разработаны:

упражнения

способствующие

обогащению

сенсорного

развитию

исследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов;

Настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы,

Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей:

«Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже»;

Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта;

Презентации и виртуальные экскурсии.

Привлечь детское внимание и зажечь искру творческой активности, формировать умение

самостоятельно

создавать,

применять,

использовать

различный

нетрадиционный

материал

нетрадиционные техники в художественном творчестве призвана «ИЗО-лаборатория», организация

которой в доступной форме позволяет детям проводить эксперименты по смешиванию цветов,

опыты с фактурными отпечатками, рисованием соком овощей (свёкла, морковь) и ягод (смородина,

Работа в исследовательской лаборатории включает в себя такие формы работы как:

1. Изучение цветового круга.

2. Нахождение новых цветов и оттенков путем перемешивания красок друг с другом и с

водой. Рисунок 1. Работа с палитрой

3. Изучение «холодных» и «теплых» цветов. Опыт «Огонь и лед» (Как один цвет можно

сделать и холодным и теплым, путем добавления желтой или синей краски). Рисунок 2. Рисование

дома в теплых тонах

Рисунок 3. Рисование с использованием холодных тонов

Исследование

художественных

материалов

(пастель,

акварель,

карандаш разной мягкости и т. д.).

5. Рисование манной кашей, предварительно окрашенной пищевыми красителями.

Рисунок 5. Рисование манной кашей

Смешивание

жидкостями

(изучения

скорости

смешивания

7. Работа лаборатории на прогулке. Знакомство с начальными знаниями воздушной и

предметной перспективы (В дали лес синее, а предметы меньше).

9. Исследование силы нажатия карандаша, для передачи какого либо материала (мягкое

нажатие: облака, дым, шерсть, волосы. Сильное нажатие: камень, здания).

10. Исследование натуральных пищевых красителей.

11. Роспись различных предметов. Исследуем легкость нанесения. Рисунок 7. Роспись

пасхальных яиц

12. Окрашивание манной крупы и муки с помощью цветных мелков.

13. Роспись заготовок из соленого теста. Рисунок 9. Фигурки из соленого теста

Включение родителей в процесс развития творческих способностей детей реализовывался в

следующих формах: мною разработаны памятки и буклеты, в форме творческих мастерских

проведены мастер-классы, оформлена серия наглядной информации - «Рисуем пальчиками», «Не

бойтесь экспериментировать», «Нетрадиционные техники рисования в совместной со взрослым

деятельности».

Большинство

родителей

использовать

предлагаемый

материал

совместной

деятельности

главными

помощниками

активными

участники мероприятий, таких как совместные праздники, акции, выставки творческих работ.

появилась

создания

«Портфолио

художника».

Родители

огромным

удовольствием и гордостью участвовали в оформлении портфолио своих детей, а дети не только

выполняли творческие работы, но и вносили предложения, по их размещению в альбоме.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что

направлении

эффективен

развития

творческого

потенциала

дошкольников в процессе изобразительной деятельности и использования нетрадиционных техник

рисования,

подтверждается

итоговой

диагностикой.

положительная

динамика отмечается по всем критериям:

Повысился

сформированности

художественно-образных

представлений,

эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; технических

умений и навыков;

развития

познавательных

процессов

(воображение,

мышление,

восприятие);

Уровень художественных умений и навыков;

Развитие

личностных

характеристик

воспитанников

(проявление

инициативы,

самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,

согласовывать ее с другими и т.д.);

Творческие способности.

несомненно

является

школьном

обучении.

воспитанники

Победители и лауреаты творческих конкурсов различных уровней, в которых

проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для

воплощения. Их шедевры живут, дышат, а главное, каждый рисунок по праву можно назвать

маленьким

произведением

искусства.

уверенность

чувствуют

настоящими художниками. Творческий процесс - это настоящее чудо! Я люблю наблюдать, как

раскрывают

уникальные

способности

радостью,

доставляет

рисование. Наша задача как педагогов, помочь им и поддержать творческую инициативу, а главное,

желание фантазировать и творить.

Не каждый ребенок приходит в это мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что

определенным

потенциалом

художественного

развития

обладает

вступающий

человек, и этот потенциал надо раскрыть. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой

путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.

закончить

выступление

знаменитыми

красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от

красивой жизни – к абсолютной Красоте». Спасибо за внимание!

Ирина Жижина
Развитие инициативы у детей раннего возраста в изобразительной деятельности

"Развитие инициативы у детей раннего возраста в изобразительной деятельности "

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, который вступил в силу 1 января 2014 г, одним из принципов ДО является принцип поддержки детской инициативы в различных видах деятельности , а так же условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного возраста , предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через : --создание условий для свободного выбора детьми деятельности , участников совместной деятельности ; -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, изобразительной , исследовательской, познавательной). Слайд №2

Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день. Несмотря на то, что дети у нас раннего возраста , маленькие, многое у них ещё не получается и они очень любят рисовать, с интересом и большим желанием часто в свободной деятельности просят предоставить им такую возможность. Слайд №3

Мы стараемся поощрять эту инициативу , помогаем организовать рабочее место : навести краски и использовать гуашь. 1Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение группы нужным оборудованием. Все средства и материалы для изодеятельности находятся в легко доступном месте. Слайд №4 Мелкая моторика руки детей ещё не совсем развита , тренируем конечно, поэтому красками проще и легче создать что-то знакомое, близкое. Особенно когда мы используем -традиционные способы рисования. Слайд №5; -нетрадиционные способы рисования : пальчиками, ладошками, тычками, штампами, ватными палочками и др. Слайд №6;

В свободной деятельности закрепляем ранее полученные знания и умения во время НОД. Для детей важен не только конечный результат, но и сам процесс рисования, им интересно как растворяется в воде гуашь, как набирается краска на кисть, как кисточка оставляет свой след на бумаге и т. д. 1111Первоначальные ростки творчества появляются у детей на НОД (непрерывно-образовательной деятельности , если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно .

Развитие детской инициативы и самостоятельности особенно эффективно происходит при решении задач образовательной области «художественно – эстетическое развитие » . В своей работе мы используем парциальную авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки» , целью которой является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Слайд №7; Задачи программы «Цветные ладошки» создают условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. А также используем традиционные способы изображения Комаровой Т . С.

С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения , творчества, самостоятельности, инициативы , проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка .

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность .

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и , дать понятие о разных техниках изображения . Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение , дает полную свободу для самовыражения.

Малыши воспринимают изодеятельность , как новый, необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.

С детьми младшего возраста мы начинали свою работу с рисования пальчиками и ладошками. Слайд № 8. Это очень увлекательное занятие. Дети с удовольствием начинают пальчиками исследовать новый для себя материал – гуашь, создают красочные работы. Начинает развиваться воображение детей .

Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.

Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли , воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей ). Одни из первых наших работ рисование пальчиками были «Цветочки летом» , «Разноцветная осень» , «Снег идёт» .

Рисование ладошкой вызывает не менее яркие эмоции у детей , так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Слоник летом» , «Птичка плавает» . Слайд № 9. Обычные «отпечатанные» ладошки, путём дорисовки каких-то мелких деталей, превращаются в животных, птиц и другое. Познакомили с самой простой техникой : рисование ватными палочками, печать штампами из картофеля. Таким образом, создаются целые картины. Нетрадиционные техники предоставляют возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, огромная возможность для детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, даёт больше шансов для самовыражения, и развивают мелкую моторику , воображение, память, это способы создания нового, оригинального.

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего , не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности , станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески , проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное , но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка . Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы , уровня развития творческой инициативы , произвольности деятельности и поведения , свободы деятельности , предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи : рисование пальчиком возможно на песке, манке, одни из первых наших работ рисование пальчиком на манке «Солнце улыбается» Слайд№ 10.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам . Одна из таких работ «Дождь» Слайд № 10.

Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

В свободной деятельности дети чаще всего используют смешанную технику рисования. Слайд № 11.

Рисование ватными палочками Слайд № 12.

Формируя у детей умение , самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.

Нетрадиционный способ рисования : печать штампами картофеля, моркови детям очень любопытно и интересно создавать новую картину Слайд № 13.

Таким образом, поддержка детской инициативы в изобразительной деятельности способствует формированию социально – нормативной возрастной характеристики в разных видах деятельности , который во и ФГОС ДО представлен как целевой ориентир. Слайд № 14.

А правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детских инициатив . Слайд № 15.

Публикации по теме:

Задачи: Познакомить детей с наступающим праздником «Международный женский день»! формировать нравственные качества дошкольников. Развивать.

Дошкольный возраст является особенным периодом, в это время изобразительной деятельностью можно увлечь не только одаренных детей, но и всех.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кизнерский детский сад № 4» Руководитель проекта: воспитатель по Изобразительной.

Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста Актуальность поддержки детской инициативы В нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка,.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook