Картотека заданий и упражнений со счетными палочками. Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи
Любовь Николаевна Рослякова
Цель : развитие логического мышления.
Задачи :
Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете , сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;
Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;
Воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.
Условно можно разделить на несколько групп :
1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур
- по образцу :
По указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры,
например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек , сравнить по величине полученные квадраты :
из 10 палочек выложить 3 квадрата :
По указанию величины фигуры,
например, выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки , или большой квадрат со стороной длиной две палочки ;
2. с выкладыванием изображений предметов
- по образцу :
картинки из библиотеки МААМ :
По устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек , сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу , построить квадратное окно из 4 палочек , на чердаке – треугольное окно из 3 палочек :
аналогично построить и сравнить по форме и по величине три домика :
затем изменить форму крыши у последнего домика, сделать ее в форме трапеции :
- по замыслу :
3. с преобразованием геометрических фигур : добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур) :
1) из 8 палочек выложить квадрат , добавить еще 4 палочки так , чтобы разделить его на 4 равных квадрата :
убрать 2 палочки – получить 2 неравных квадрата :
или переложить 3 палочки – получить 3 равных квадрата :
или переложить 4 палочки – получить 3 равных квадрата :
2) у левой фигуры убрать 3 палочки – получить 3 квадрата :
3) из 10 палочек выложить 2 неравных квадрата, переложить 2 палочки – получить 3 равных квадрата :
4) у левой фигуры переложить 2 палочки – получить 3 треугольника :
5) из 15 палочек сложены 5 квадратов , убрать 3 палочки , чтобы осталось 3 таких же квадрата :
6) выложить из 6 палочек треугольник , добавить еще 3 палочки так , чтобы внутри него образовалось 4 равных между собой треугольника :
убрать 4 палочки – получить 2 равных треугольника :
убрать 3 палочки – получить 2 равных треугольника :
убрать 2 палочки – получить 2 неравных треугольника :
7) переложить 4 палочки – получить 3 квадрата, есть 2 правильные решения :
4. с преобразованием изображений предметов :
1) переставить 3 палочки , чтобы рыбка плыла в другую сторону :
2) переставить 3 палочки так , чтобы стрела была направлена в другую сторону :
3) переложить 2 палочки , чтобы теленок смотрел в другую сторону, но хвостик должен быть направлен вверх :
5. , в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания) :
1) из 9 палочек выложить 6 квадратов :
2) переложить 2 палочки – получить 7 квадратов :
переложить еще 4 палочки – получить 10 квадратов :
Можно использовать в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми по логико-математическому развитию.
Публикации по теме:
Развивающая игра «Смешные названия» (Детям от 6 лет) Цель игры. Развивать умение правильно образовывать разные формы существительных, согласовывать.
«Перемешанные картинки" Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие.
Дидактическая игра «Божья коровка». 1-й вариант: Цель: закрепить соотнесение цифры и количества предметов (средняя – старшая группы). Ход.
Дидактическая игра «Маски настроения» Цель: формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях людей, распознавать характерные.
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.
Обучающая задача: закреплять у детей дошкольного возраста навыки счета, обогащать словарный запас.
Развивающая задача: развивать внимание, память, речь, представление и восприятие, логическое мышление, воображение, волю, навыки действия в группе.
Воспитательная задача: воспитывать усидчивость, вежливость.
Материал: счетные палочки (1 коробка на каждого ребенка), образцы пиктограмм.
1. «Мы - счетные палочки»
Воспитатель собирает детей возле себя и показывает коробку счетных палочек. Предлагает с ними поиграть, но начать игру с превращения: «Мы с вами - счетные палочки. Будем ровненько стоять, прижав руки, как палочки в коробке. Когда я вас рассыплю, нужно разбегаться (но руки держать прижатыми). Затем я буду давать команду, по сколько палочек вместе складываться».
Игра начинается, воспитатель «собирает» палочки по 1, 2, 3, 4, 5.
2. «Выложим пиктограмму»
Цель: развивать логическое мышление, представление и восприятие, логическую память, внимание.
Материал: счетные палочки (1 коробка на каждого ребенка) .
Воспитатель предлагает посмотреть, что такое пиктограмма и какие они бывают, обращая внимание детей на образцы пиктограмм.
Педагог объясняет, что пиктограмму можно выложить из счетных палочек, показывает образцы пиктограмм и предлагает сложить такие же. После этого можно дать другие задания: выложить без образца машину, флаг, чемодан и т. д.
Можно предложить детям подумать и выложить свою пиктограмму, объясняя, что за фигуру они сделали.
3. «Описание»
Цель: обогащать словарный запас; развивать волю, внимание; воспитывать усидчивость.
Воспитатель предлагает всем сесть в круг и, передавая друг другу палочку, сказать про нее какое-нибудь слово.
I вариант - какая она (прилагательные): белая, пластмассовая, гладкая, ребристая и т. д.
II вариант - что с ней можно делать (глаголы): складывать узоры, стучать, ковырять и т. д.
4. «Дворники»
Цель: развивать движения, воспитывать вежливость, развивать навыки действия в группе, внимание.
Материал: счетные палочки (желательно разных цветов) по одному набору всем детям.
Воспитатель рассыпает все счетные палочки по группе. Дети становятся вокруг и по сигналу взрослого начинают собирать счетные палочки в коробку. Если все они разного цвета, то дается задание наполнить коробку побыстрее. Если палочки одинаковые, то сначала предлагается собрать по 5 палочек, затем - по 10 палочек. При этом главное - не толкаться и не обижать друг друга.
Игру можно повторить несколько раз.
5. «Составим рассказ»
Цель: развивать речь, внимание, память, мышление, воображение.
Дети садятся в круг и, передавая друг другу палочку, составляют про нее рассказ, причем каждый говорит одно предложение. Начинает рассказ воспитатель: «Жила-была одна счетная палочка, и лежала она в коробке с остальными…».
Воспитатель может записать рассказ и потом прочитать его детям.
6. «Расслабление»
Цель: учить детей расслабляться, снимать лишнее напряжение.
Воспитатель говорит: «Вы сегодня играли со счетными палочками и сами ими были, давайте снова в них превратимся». Затем воспитатель берет каждую «палочку» - ребенка - и укладывает ровно друг за другом на пол. После этого воспитатель говорит: «Вот все счетные палочки наигрались, я их в коробку сложил(а). Теперь все палочки лежат спокойно, им тепло, уютно. Спою им колыбельную».
Воспитатель может спеть сам или включить какую-либо спокойную музыку.
Занятия со счетными палочками подготовила О. Ксёнда
Учителя-дефектолога
Любови Васильевны Бызовой
«Система упражнений со счетными палочками
для детей раннего и младшего дошкольного возраста
как средство развития мышления и речи ».
1. Методологическое обоснование.
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша.
Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей .
В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка . Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей . В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину и пр. У него развиваются познавательные и практические действия.
Конструирование способствует совершенствованию речи детей , так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений, овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий» , «широкий – узкий» , «длинный – короткий» .
Известно, что развития речи зависит от степени форсированности тонких движений пальцев рук : если она соответствует возрасту , то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие , способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством , повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.
В раннем возрасте особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях :
Тренировка мышечно-связочного аппарата;
- развитие координации движений.
Наряду с пальчиковыми играми, упражнениями на координацию движений пальцев руки, конструированию из строительного материала я предлагаю использовать в работе с детьми раннего возраста систему упражнений со счетными палочками .
Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление , сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками.
Игры со счетными палочками способствуют формированию у ребенка пространственно-образного мышления , развивают глазомер , что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния.
2. Цель и задачи
Развивать наблюдательность , любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость.
Формировать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.
Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и т. д.) .
Развитие интереса к конструированию (выкладывают постройки по образцу, по словесной инструкции) .
Формировать интерес к познавательной деятельности, расширять элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.
Обогащать словарный запас.
Развивать восприятие , внимание, память, мышление .
Воспитывать у детей умения прибирать за собой (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки) .
3. Условия, которые необходимо соблюдать при использовании системы упражнений со счетными палочками при работе с детьми раннего возраста .
Детям раннего возраста необходимо предлагать крупные, двух-трехгранные счетные палочки , так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или дорожку. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
4. Система упражнений со счетными палочками для детей раннего возраста .
В работе с детьми раннего дошкольного возраста я предлагаю следующую систему упражнений со счетными палочками . Работа со счетными палочками состоит из трех этапов. На каждом этапе, необходимо применят три формы.
Первый этап. Конструирование из 2 палочками .
См. приложение 7
Форма : 1) работа по подражанию.
См. приложение 1
Педагог предлагает ребенку собрать фигуру, вместе со взрослым. Ребенок должен выкладывать счетные палочки так же как взрослый .
«Дорожка»
Смотри это дорожка!
Положи палочку вот так . Эту палочку положи рядом . Вот так. Получилась дорожка, как у меня!
По дорожке,
По дорожке
Дружно топают две ножки!
Уходи с дороги, кот!
Наш (а) (имя ребенка) идёт!
Молодец! Что ты собрал? Правильно дорожку!
Форма : 2) работа по образцу.
См. приложение 4
Педагог заранее готовит на листе бумаги схему 1 :1 фигур и предлагает выкладывать счетные палочки по рисунку , накладывая их.
Педагог за ширмой заранее собирает фигуры, убирая ширму, называет фигуру или спрашивает у ребенка : «Что это?» Предлагает собрать : «Сделай такой же!»
«Домик» , «Крыша»
Смотри, что это нарисовано? Правильно домик. Давай сделаем такой же. Молодец! Очень красиво! Что ты сделал? Правильно дом!
Форма : 3) работа по представлению.
Переходить к сбору рисунка по памяти можно начать только после того, как малыш будет уверенно собирать фигуры, глядя на картинку. Для этого надо попросить ребенка собрать фигуру.
Отгадай загадку?
Сто дощечек – грудь вперед
Окружили огород.
Сто еще таких же - рядом
Встали дружно перед садом.
Правильно, забор! Сделай забор из счетных палочек . Умница, очень красиво. Что ты сделал? Заборчик!
Переход на следующий этап осуществляется, когда ребенок собирает фигуры по памяти.
Работа на 2 и 3 этапе выполняется аналогично с 1 этапом.
Второй этап. Конструирование из 3 палочек .
См. приложение 8
Форма : 1)работа по подражанию.
См. приложение 2
Форма : 2) работа по образцу.
См. приложение 5
Форма : 3) работа по представлению.
Третий этап. Конструирование из 4 палочек .
См. приложение 9
Форма : 1)работа по подражанию.
См. приложение 3
Форма : 2)работа по образцу.
См. приложение 6
Форма : 3)работа по представлению.
Приложение 1
Стихи, загадки для обыгрывания построек из 2 счетных палочек
1)Постройка «Дорожка»
Стихотворение «Дорожка» .
По дорожке,
По дорожке
Дружно топают две ножки!
Уходи с дороги, кот!
Наш (а) (имя ребенка) идёт!
Загадка про дорогу.
От дома начинается,
У дома и кончается.
2)Постройка «Дом» , «Крыша»
Стихотворение «Мой дом» .
Посмотрите : это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома – голубой.
Заходите смело в дом!
Приглашаете? Войдем!
Стихотворение «Крыша» .
Если есть крыша
И лестница есть,
Можно на крышу
Пол лестнице влезть.
Можно по крыше
Побегать потом,
И можно лечь, развалиться .
Все можно.
Нельзя забывать лишь о том,
Что с крыши можно
Свалиться!
В. Данько
Загадка про дом.
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый.
3) Постройка забор
Загадки про забор.
Отгородит от дома бор
Дощатый новенький… (забор)
Стихотворение «Забор»
Палочки поставим вряд
И спрячем от лисы цыплят.
Приложение 2
Стихи, загадки для обыгрывания построек из 3 счетных палочек
1) Постройка «Стрелочка»
Без глаз, без крыл, летит, свисти, больно бьёт. (Стрела)
2) Постройка «Треугольник»
Стихотворение «Треугольник»
У треугольника три стороны,
Они могут быть разной длины.
Стихотворение «Треугольник»
Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора :
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый» .
Стороны в нем тоже три :
Раз, два, три – ты посмотри.
Стихотворение «Треугольник»
Треугольный треугольник
Угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду!
3) Постройка «Молоток»
Стихотворение «Молоток»
Забей гвоздиков пяток.
Тук, тук, тук,
И в подметку,
И в каблук.
Загадка о молотке
Туки-туки -
Перестуки,
Если взял
Меня ты в руки,
Так не бей же
Как попало ,
Чтоб по пальцу
Не попало .
Приложение 3
Стихи, загадки для обыгрывания построек из 4 счетных палочек
1) Постройка «Стул»
Стихотворение «Стул»
Это стул. На нем сидят.
Загадки про стул.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились сотни раз.
Чтобы ноги отдохнули,
Отдохни-ка ты на.
Есть спина, а не лежит; четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит и всем сидеть велит.
2) Постройка «Стол»
Стихотворение «Стол»
Это стол. За ним едят!
Загадки про стол.
Под крышей - ножки,
На крыше - ложки,
А рядом с ними -
С похлёбкой плошки.
Под одной крышей четыре брата живут.
3) Постройка «Флажок»
Горит на солнышке
Как будто я
Огонь зажег.
4) Постройка «Квадрат» , «Окошко» .
Стихотворение «Квадрат»
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Стихотворение «Квадрат»
Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире.
Стихотворение «Квадрат»
Словно стол стоит квадрат.
Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье
Положил для угощенья.
Он - квадратная корзина
И квадратная картина.
Все четыре стороны
У квадратика равны.
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он? Наш друг - (квадрат)
Стихотворение «Окно» .
День за днем идет кино
На экране этом.
Солнца, зелени полно
На экране летом.
А зимой – синеет лед,
Снег летит, играя.
Счетные палочки. Многие родители дошколят и не задумываются о их приобретении, так как "официально" они предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий. А ведь ведь именно палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия».
Сегодня я хочу предложить игры с счетными палочками.
Складывание и выкладывание палочек из коробки по одной, по две, три.
Перекладывание из одной коробки в другую. выкладывание предметов из заданного количества палочек.
Составление геометрических форм (по образцу). квадрат, треугольник, прямоугольник, а также изображения несложных предметов: дорожка, окно и т. д.
«Забор», «Ёжик» - втыкание палочек в пластилин.
Помочь ребёнку сложить домик или дерево из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками или потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа.
Игра «Рисуем палочками»Выложите из палочек дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Сделайте пешеходный переход и учите правила дорожного движения
Чем больше палочек - тем интереснее. :можно «посадить «разноцветные цветы, нарисовать машины и т. д. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.
Для выкладывания из палочек можно использовать картинки-образцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математические игры со счётными палочками.
В НОД по формированию элементарных математических представлений необходимо включать интересные упражнения с предметами счёта......
Игры со счётными палочками
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Этому могут способствовать выкладывание рисунков из счётных палочек по схемам....